Франшизы

Что такое франшиза: реальный пример в 3 этапа

Что такое франшиза: пример оформления франшизы в 3 этапа + определение топ-5 франчайзеров России.

chto-takoe-franshiza

Что такое франшиза? Ответ на этот вопрос заинтересует, в первую очередь, амбициозных предпринимателей, которые желают получить «твердую почву»для бизнеса.

Как часто вы задумываетесь о собственном бизнес-проекте? Решиться на организацию дела достаточно сложно.

Постоянные сомнения по поводу успешности проникают в голову и не дают двигаться дальше. Решение есть: приобрести мощную основу и на ней строить бизнес.

Именно это дает франшиза. Что такое скрывается за этим термином?

Ответ на этот вопрос + четкий план действий по развитию дела вы найдете в статье. Также увидите процесс франчайзинга с другой стороны. Приготовьтесь открыть мир новых знаний и бесценного опыта.

Что такое франшиза?

Для начала немного теории, которая необходима для лучшего понимания процесса франчайзинга.

Рассмотрим основные определения:

  • Франшиза – одна из форм сотрудничества в предпринимательстве.Она основана на том, что компания-франчайзер предоставляет рабочую бизнес-модель и брендовые возможности на выгодных для себя условиях.
  • Франчайзер компания, которая использует официально зарегистрированный бренд и готова им поделиться за определенную плату.Главное условие подобной сделки соблюдение установленных параметров.Простым языком: репутация и ассоциации с брендом франчайзера не должны быть «испачканы»деятельностью франчайзи.
  • Франчайзи – бизнес, основанный на базе готовой, работающей бизнес-модели франчайзера.По условиям сделки, франчайзи обязан придерживаться бизнес-политики отцовского предприятия и выплачивать часть дохода за использование запатентованного бренда.
  • Паушальный взнос одноразовая оплата франшизы.Выплачивается с условием того, что франчайзи открывает только одну торговую точку под эгидой франчайзера.
  • Роялти – ежемесячный либо ежеквартальный взнос с франчайзи.Зачастую, используется в комбинации со стартовой выплатой паушального взноса.

После разбора терминологии, пришло время узнать на практике, что такое франшиза, и как ее использовать в реальной жизни.

Что такое франшиза в бизнесе: практический путь к собственному делу

Применение франшизы, как и любой другой формы ведения предпринимательства, имеет подводные камни. Нам следует рассмотреть все положительные и отрицательные стороны франшизы на основе реального примера из жизни.

Василий Петрович 35 лет, индивидуальный предприниматель, владелец сети магазинов «24 часа». Бизнес не оказался успешным, все 4 магазина не могут выйти на уровень дохода, необходимый для их обеспечения. Василий Петрович столкнулся с убыточностью бизнеса…

В чем же причина такого неудачного развития обстоятельств?

Если углубиться в проблему Василия Петровича, определяем основной фактор, который привел к убыточности: магазины «24 часа» не в состоянии конкурировать с большими сетями, которые предлагают клиентам обширный выбор товара и более низкие цены.

Поскольку Василий Петрович не может решить проблемы с конкуренцией, он решает пойти по другому пути развития бизнеса. В его голову приходит идея купить франшизу большой сети известных в России супермаркетов.

На первый взгляд, такой способ ограничит индивидуальность бизнеса и поставит предпринимателя в жесткие рамки. Но это очень узкое и однобокое восприятие франшизы.

Что приобретает Василий Петрович при получении франшизы:

  • Самое главное репутация, маркетинговые преимущества, которые основываются на многолетнем опыте деятельности.
  • Торговая марка, брэнд со всеми исходящими свойствами.Благодаря этому бизнес будет основываться уже на подготовленной, сильной и конкурентной базе.
  • Технология.

    Бизнес-модель включает не только успешный маркетинг, но и общие инструкции по организации рабочего процесса.

  • Консультирование в сложных ситуациях.

    Если вы являетесь представителем крупной торговой сети и успешно выполняете все требования франчайзера, поддержка в трудных ситуациях гарантирована.

Нельзя забывать и о минусах, которые имеет франшиза:

  • Жесткое руководство в управлении и формате бизнеса.

    Бизнес-модель франшизы подразумевает четкое следование инструкциям франчайзера.

  • Стоимость франшизы может достигать нескольких миллионов долларов.

    Существует несколько форм выплаты, но основная выглядит так: разовый взнос + регулярный.

  • Некоторые франчайзеры обязывают «поданных» к сотрудничеству с определенными сырьевыми базами.

    Выгода от такого сотрудничества сомнительна. Нередко аналоговые поставщики предлагают более низкие цены.

  • Политика франчайзера может доходить до абсурдных требований.

    Например, могут ограничить количество персонала, установить минимальный и максимальный размер заработной платы для сотрудников.

Все названные факторы были проанализированы Василием Петровичем. По итогу он все же решил следовать плану. Но с чего начать процесс оформления франшизы и получения прав на использование торговой марки?

    А теперь пройдем весь путь оформления франшизы вместе с Василием Петровичем с самого начала и до конца…

ШАГ 1: Выбор компании

Цель Василия Петровича получить твердую торговую базу для бизнеса. Способ определен франшиза. Первый шаг выбор компании-франчайзера.

На чем основывается выбор франчайзера?

    • Известность марки.

      Франчайзер должен быть известен среди покупателей, ведь в этом и заключается весь смысл франчайзинга использование конкурентных преимуществ и репутации.

    • Сфера бизнеса.

Василий Петрович должен выбрать франшизу из области сетевых торговых компаний, потому что это соответствует его собственному направлению.

  • Стоимость франшизы.

    Деньги играют решающую роль.

    Василий Петрович имеет 4 магазина, которые находятся на гране убыточности.

    Еще несколько месяцев и банкротство обеспечено.

    Продажа всего имущества предприятия принесет предпринимателю примерно 4 миллиона рублей.

    При выборе франчайзера также необходимо обращать внимание на форму выплаты.

  • Требования договора.

    Предоставление торговой марки сопровождается огромным набором требований по организации деятельности.

    Следует несколько раз оценить возможности, перед тем как совершить решительный шаг к сотрудничеству.

Итогом долгих раздумий Василия Петровича стал выбор компании «СтарМаркет».

Не просто так: она входит в ТОП-5 российского рынка торговых сетей.

Представитель компании «СтарМаркет» описал схему оплаты и форму франшизы следующим образом: стандартная с паушальным взносом и поквартальной оплатой услуг.

Что это значит?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к терминологии. Точнее, вы должны изучить описание самых распространенных схем сотрудничества между франчайзером и франчайзи:

Форма франшизы Описание

Стандартная

Основывается на паушальном взносе и постоянной оплате услуг франчайзера. Торговые точки, использующие соответствующий бренд, находятся под постоянным контролем. Возможен формат ежемесячной либо ежеквартальной отчетности.

Относительно свободная

Широкие возможности в регулировании стандартов бизнес-модели, полученной от франчайзера. В зависимости от договора, оплата может ограничиться паушальным взносом. Основной минус заключается в отрешенности действий франчайзи. Это может привести к потере особенностей и бизнес-структуры, из-за которых бренд и был приобретен по франшизе.

Импортозамещающая

Точное следование политике компании, даже в изготовлении продукции. По факту, точное копирование бизнес-модели. Минусы чрезмерная строгость в контроле, что может привести к ущемлению интересов франчайзи.

Серебряная

Владелец бизнеса создает готовое представительство и передает его франчайзи. Естественно, некий процент дохода уходит франчайзеру.

Золотая

Эта франшиза отличается от остальных. Основывается на покупке прав на бренд в определенном регионе.

Корпоративная

Полный контроль деятельности франчайзи, постоянная отчетность и выполнение строгих правил корпоративной политики.

Итак, Василий соглашается со всеми условиями выбранной франшизы и приступает ко второму этапу оформления сделки заключению договора о сотрудничестве.

ШАГ 2: Договор франчайзинга

Второй этап заключение договора с компанией «СтарМаркет», которая предоставляет франшизу. Начинается все с определения предмета договора.

Франшиза предоставляет покупателю уникальные преимущества бренда. Логично предположить, что все права на использование особенностей торговой марки должны быть согласованы и утверждены в договоре.

Самые популярные франшизы: 9 рекомендуемых компаний

Что нужно, чтобы определить предмет договора франчайзинга?

  • Определится, что именно необходимо от франшизы.

    Роль предмета договора может исполнить торговая марка, маркетинговые наработки по продвижению бизнеса, бизнес-модель в изначальном виде, технологические особенности производства.

    Необходимо понимать, что каждый пункт скажется на стоимости франшизы.

  • Внимательно выслушать мнение потенциального франчайзера.

    Условия договора, в большей мере, основываются на том, что предоставляет компания-бренд, а не на желаниях того, кто покупает франшизу.

    Франчайзер не может полагаться на честность и взгляды предпринимателя от этого зависит его репутация.

Василий Петрович заключил договор по стандартной франшизе. Это предусматривает полное использование бизнес-модели франчайзера.

Также договором предусмотрено использование товарных знаков и наследования бренда во всех допустимых проявлениях.

Контроль «СтарМаркета»заключается в сборе квартальных данных по работе филиала. Обучение персонала и консультации для руководства тоже входят в план сотрудничества.

Василий принял абсолютно все пункты договора.

После согласования деталей и нотариального подтверждения, договор вступает в силу. Стоимость паушального взноса составила 500 000 рублей + ежеквартальная выплата в размере 8% от чистого заработка.

Условия сделки и размеры выплат являются стандартными для франчайзинга. Роялти (ежеквартальный или ежемесячный взнос), зачастую, составляет 8% от общего заработка компании.

Важно проследить за правильным использованием торговой марки, иначе вы можете попасть в зону ответственности РосПатента!

3 ШАГ: Построить бизнес по франшизе

А вот с третьего этапа начинается реальная практика. Учитывая условия договора, Василий Петрович принимается за оформление и построение нового бизнеса.

Все имущество со старого предприятия пришлось продать. Сумма выручки составила 4 млн. рублей. Также он снял с регистрации в ФНС свое ИП.

Так как Василий имел образование юриста, оформление ООО не составило трудностей. После всех регистрационных операций в ФНС и ГПФ, он принялся за работу по созданию филиала «СтарМаркета».

После 3 месяцев работы, помещение было полностью оборудовано, персонал в (18 человек) приступил к работе. Консультанты из «СтарМаркета»полностью контролировали процесс открытия филиала, начальный маркетинг компания взяла на себя.

Филиал открылся. Работа началась. Бизнес Василия Петровича стал успешным благодаря франшизе.

Конечно, этот пример нельзя рассматривать как универсальный для любой сферы бизнеса и всех разновидностей франчайзинга. Но в нем раскрыты основные процессы оформления франшизы «от А до Я».

Что такое франшиза в страховании: воспринимаем терминологию правильно

В страховании имущества есть такое понятие, как франшиза. Но там смысл этого термина несколько иной!

Франшизой называют тот процент ущерба, который выплачивается самим человеком, который купил страховку, при условии наступления страхового случая.

Для чего ему идти на подобные риски? Экономия! Как пример: человек решает использовать франшизу в 10-12%. Это снижает общую стоимость страховки. Значит, страхователь может вкладывать в полис значительно меньшую сумму.

Ничего общего с тем, что такое франшиза в бизнесе, этот термин не имеет!

Франшиза имеет как положительные, так и отрицательные свойства для страхователя. Не всегда меньшая стоимость может послужить выгодой. Если учесть во внимание все возможные риски страхового случая, 10% могут стоить вам очень дорого в неподходящий момент.

Что такое франшиза в Каско?

Страхование автомобилей с учетом франшизы имеет особенности. Сам процесс выдачи страховой компенсации не отличается. А вот определение страхового случая корректируется.

Пример:

Владелец автомобиля оформил страховку с учетом франшизы в 15% 25 000 рублей. Не справившись с управлением на зимней дороге, он повредил бампер. Стоимость ремонта составила 15 000 рублей.

Рассчитывать на выплату компенсации не стоит. Почему? Просто потому, что все страховые случаи, ликвидация которых требует суммы меньше размера франшизы, не поддаются компенсации.

Для кого подойдет страховка по франшизе?

  • Автолюбителей, для которых сумма в 5 –10% страховки не играет существенной роли.
  • Водителей, не имеющих желания тратить время на документирование незначительного страхового случая.

Дополнительно углубляться в то, что такое франшиза в страховании, на данный момент не стоит. Все же основная тема нашей статьи это сфера бизнеса.

Павел Багрянцев в своем видео расскажет о том, как выбрать прибыльную франшизу:

Топ-5 франчайзеров российского рынка

В этом разделе, вы можете ознакомиться с топовыми франчайзерами рынка России в разных отраслях бизнеса. Если вы желаете стать успешным предпринимателем, изучить потенциальных работодателей просто необходимо!

Название компании Описание
logo_positivika Позитроника это один из лидеров российского рынка электроники. Предлагает франшизы с 2006 года. Имеет интернет-магазин, который входит в новое предложение франшизы, как дропшоп-маркет.
logo-mbe Mail Boxes американский проект, представительства которого располагаются в 70 странах мира. Основа бизнеса рассылка корреспонденции, качественное обслуживание любых почтовых операций на высшем уровне.
logo-sun-studio Sun Studio студия фотопечати, которая известна на пространстве всего СНГ своими услугами, а точнее уникальными технологиями. Техническое оснащение предоставляется фирмой IQDEMY.Отрасль бизнеса печать. Представители данной компании берутся за печать любой сложности на большинстве материалов дерево, ткань, металл, бумага.
logo-tea-funny Tea Funny реализация эксклюзивных напитков, изготовленных по собственной рецептуре. Предоставляют несколько вариантов франшизы для бизнеса: от кафе до модульных точек.
baskin-robbins-logo Баскин Роббинс империя мороженого, которая неплохо обосновалась в России. Мороженое изготавливается по особенной рецептуре из лучших продуктов. Франшиза обеспечивает сильнейший фундамент для развития бизнеса.

Что такое франшиза? Это путь к успешному предпринимательству. Если вы готовы заплатить немалую сумму за бренд и придерживаться его политики, франчайзинг идеальное решение для бизнеса.

Получите целый набор преимуществ и готовую бизнес-модель. От вас же требуется четкое выполнение условий договора и хватка настоящего предпринимателя.

Что вам по душе крепкий фундамент, или же собственная концепция бизнеса?