Основы бизнеса

Основы бизнеса

Понятие бизнеса

В законодательстве Российской федерации бизнес определяется как самостоятельная деятельность зарегистрированная в государственных органах, на свой риск, целью которой есть получение прибыли от использования имущества и продажи товаров, работ, услуг.

 

Успех в ведении бизнеса определяется возможностью к накоплению опыта, правил ведения деятельности. Чтобы анализировать экономические и правовые факторы становления бизнеса используют такие понятия как процедурныйи интуитивный бизнес.

 

Процедурный или другими словами рациональный бизнес представлен формальными правилами и методами, которые принято принимать в стандартных ситуациях.

 

Многие из крупных предпринимателей относятся к этому типу бизнеса. Рациональное поведение в бизнесе означает структуры и порядок ведения бизнеса, которые на сегодняшний день называются рутиной. Рутины дают возможность снизить уровень риска в постоянном изменении условий бизнеса, помогают снизить затраты и перерабатывать с большой эффективностью как внутреннюю так и внешнюю информацию.

 

Эта рутина в бизнесе как завершение организации реализуется в формировании структурных подразделений со своими функциями и обязанностями.

 

До начала формирования рутин в 19-20 веках бизнес основывался предпочтительно на личных качествах бизнесмена и опыте. Бизнес ориентировался на захват новых рынков, производство новых товаров. Этот вид бизнеса назвали интуитивным.

 

Интуитивный бизнес в основном является характерной чертой в рыночной экономике, когда еще не существует единых правил на рынке, конъюнктура не устойчива и невозможно заметить стандартные ситуации или стандартное поведение бизнеса. Интуитивное предпринимательство основывается на личном опыте и интуиции бизнесмена. Именно интуитивные наработки предпринимателей становятся сформированными и установленными правилами и методами. Поскольку бизнес активно развивается, предприниматели постоянно ищут новые формы организации деятельности в основе которых лежит интуитивный бизнес.

 

Бизнес имеет такие функции:

 

  • Производственная деятельность;
  • Коммерческая деятельность (включая торговлю);
  • Осуществление посредничества;

 

alt="основы бизнеса"

Предприятие будет считаться многопрофильным, если будет одновременно производить товары и оказывать услуги.

 

Основные качества, присущие бизнесу:

 

  • Сделка – оформленные деловые отношения между субъектами бизнес-деятельности;
  • Наличие цели – это выражение интересов субъекта бизнеса;
  • Принятие решений, которые соответствуют интересам достижения поставленной цели;
  • Каждый участник бизнеса по-своему оценивает бизнес-деятельность;
  • Принятие исключительно выгодных решений;
  • Существование риска.

 

К субъектам бизнеса относятся:

 

  • Предприниматель;
  • Потребитель;
  • Рабочий персонал;
  • Государственные органы власти;
  • Общественные организации.

 

Бизнес как система делится на два вида: предпринимательский и потребительский бизнес.

 

Предпринимательским называется бизнес, который основывается на частной собственности предпринимателя и направлен на производство, посредничество и получение прибыли. Этот вид бизнеса целиком и полностью зависит от потребительского.

 

Потребительский это бизнес основан на приобретении покупки.

 

Бизнесу присуща такая черта как системность, что говорит о наличии цели и действий для ее реализации (конкуренция), а также интеграционных качеств. К интеграционным качествам относится суверенитет – это социально-экономический термин, который означает меру свободы в отношениях.

 

alt="основы бизнеса"

Успех бизнеса напрямую зависит от таких факторов:

 

1) Приватизация – осуществление продажи государственной собственности в частную.

2) Национализация – процесс приобретения собственности государством.

3) Реквизиция – незаконное приобретение собственности.

4) Глобализация – процесс объединения участников бизнеса определенной территории (региона, страны, континента).

5) Модернизация – совершенствование бизнеса со следующих сторон:

 

  • Энергозатраты;
  • Долгосрочности;
  • Надежности;
  • Затраты рабочей силы;
  • Качество изготавливаемой продукции.

 

6) Диверсификация – процесс производства различных видов товаров и предоставления ряда услуг.

7) Конвергенция – процесс замены одного сырья другим, одного процесса другим и т.д.

 

Признаки бизнеса

1. Ориентация на получение прибыли. Именно бизнесмен по-другому относится к прибыли, он старается ее максимизировать. По прибыли можно судить об организации и производственной деятельности фирмы. Эти факторы показывают, насколько бизнес является успешным. Благодаря росту прибыли предприниматель активизирует свои инвестиции, увеличивает объемы производства, но если же наблюдается снижение уровня прибыли, это значит, что стоит искать новые формы, виды организации бизнеса. Именно прибыль является индикатором результатов его действий.

 

Поставленные цели перед фирмой усложняют издержки на осуществление стабильности бизнеса и так называемые трансакционные издержки:

 

  • Издержки сбора и обработки информации (поиск персонала);
  • Ведение переговоров и осуществление сделок (создание отдела кадров);
  • Издержки контроля (создание своей службы контроля);
  • Издержки юридической силы (создание собственного юридического отдела и службы безопасности).

 

Поэтому чем более развитым и сложным становится бизнес – тем выше будут трансакционные издержки. Они безусловно будут заставлять бизнесменов бороться за их снижение, поскольку выступают преградой для развития.

 

Наиболее реальным и важным инструментом по снижению трансакционных издержек является публичное заявление о готовности правдиво вести бизнес, соблюдать интересы персонала, участников бизнеса, потребителей и государства.

 

2. Обоснованный риск. Невозможно существование бизнеса без риска, поскольку существует вероятность, как получения успеха, так и неудачи.

 

Именно стремясь к снижению уровня риска предприятие будет развиваться. Риск – это вероятность наступления как внутренних так и внешних негативных условий ведения бизнеса.

 

Но с точки зрения предпринимательства важным будет обоснованный риск (рассчитанный) – это риск, который можно оценить в количественном факторе.

 

Оценка риска будет важной, если принимать решения о развитии бизнеса и инвестиций. Уровень риска всегда будет соотносится с величиной возможной прибыли. Следовательно бизнес-проект, который имеет большой риск, но вероятность получения больших доходов будет привлекательнее для бизнесмена, чем тот, в котором низкий уровень риска, но и ниже прибыльность.

 

Поскольку в современных условиях предприниматель может оценивать не только риск, но и возможное наступление неблагоприятных ситуаций, в развитых странах существует страховой бизнес. Это форма предпринимательства, которая позволяет бизнесмену покрыть убытки от неблагоприятных условий.

 

3. Новаторство или активный поиск новых решений. Со стороны предпринимателей постоянно должна присутствовать деятельность направленная на совершенство бизнеса, поскольку именно новаторство дает возможность получать прибыль. Но не все бизнесмены занимаются инновациями, то есть предложением новых идей в области организации производственной деятельности и сбыте продукции. Из-за этого различают такие понятия как бизнес и предпринимательство.

 

Бизнес – это ведение дел, и процесс получения прибыли традиционным, принятым путем. Но бывают случаи, когда и в рамках традиционного ведения бизнеса возникают процессы инноваций.

 

Предпринимательство – это тоже бизнес, но который направлен на получение прибыли путем введения новых способов получения прибыли в производственной деятельности (факторы производства, сферы вложения капитала), сбыте продукции, спекуляции, системе социально-психологических отношений.

 

alt="основы бизнеса"

Предприниматель и бизнесмен отличаются главным образом тем, что предприниматель может создать новый вид деятельности и организовать его в совершенно новую предпринимательскую схему (способ делать бизнес). Именно это и является отличительной чертой предпринимателя и бизнесмена, который использует лишь шаблонные изобретения других.

 

Тем не менее нельзя сказать, что новаторство и предпринимательство тождественны. Предприниматель и новатор отличаются по своей роли. Со стороны предпринимателя вовсе не обязательно самому быть изобретателем, он может лишь вносить изобретение в производственную деятельность, но исключительно только при внедрении инновации в бизнес он может называться предпринимателем.

 

4. Ответственность. Предприниматель обязан нести полную материальную и юридическую ответственность за осуществляемую деятельность. Все это связано с тем, что именно его действия решающие в успехе или неудачи предприятия в целом.

 

Материальной ответственностью называются соблюдение жестких бюджетных ограничений, то есть при неудачи фирмы предприниматель будет отвечать все или частью своего имущества. Развивать бизнес можно только при полном самофинансировании или за счет восполняемых источников внешнего финансирования.

 

Юридическая ответственность состоит в том, что при недобросовестном ведении дел предприниматель может быть привлечен к ответственности прописанной правовыми нормами государства.

 

Основными законами, регулирующими гражданско правовую деятельность предпринимателей являются:

 

  • Гражданский Кодекс;
  • Уголовный Кодекс;
  • Законы о регулировании предпринимательской деятельности.

 

5. Экономическая самостоятельность. Это является наиболее важным признаком предпринимательства. Эта экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности предусматривает выбор:

 

  • Вида, сферы и методов деятельности;
  • Хозяйственных решений и выбор путей их реализации;
  • Производственных программ;
  • Путей финансирования;
  • Поставщиков материалов и услуг;
  • Источников трудовых ресурсов, систем мотивации и развития;
  • Цен и каналов сбыта продукции и услуг;
  • Путей распределения полученной предпринимательской прибыли.

 

Самостоятельность бизнеса является не произволом, а конструктивной деятельностью.

 

alt="основы бизнеса"

 

Именно стремясь развить самостоятельность предприятия, необходимо снижать риски ведения бизнеса и расширять возможности получения прибыли:

 

  • Расширение ассортимента товаров;
  • Увеличение числа потребителей и партнеров;
  • Стратегическое планирование;
  • Долгосрочные связи внутрифирменные и внешние.

 

Предприниматель должен постоянно стремится к расширению самостоятельности бизнеса.

 

Расширение в нынешнее время самостоятельности бизнеса осуществляется в трех формах:

 

  • Создание новых сфер деятельности;
  • Появление новых функций предпринимательства;
  • Развитие новых институтов;
  • Развитие новых форм взаимодействия бизнесменов.