вБизнес-идеи

Бизнес в моде

Следующий год станет Годом предпринимательства. Об этом «РГ» сообщили в Минэкономразвития. Проект указа уже согласован с заинтересованными ведомствами и направлен в Минюст, рассказала помощник министра экономики Елена Лашкина.

«После получения заключения он будет направлен в правительство, — добавила она. — Перечень мероприятий, которые войдут (в Год предпринимательства. — Прим. ред.), сейчас прорабатывается. К сентябрю он будет подготовлен».

Когда объявляется тот или иной год, к теме приковывается повышенное внимание. Составляются специальные планы правительства в рамках празднования того или иного события. Чего ожидает от Года предпринимательства бизнес-сообщество, «РГ» рассказал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов: «Мы надеемся на большее количество мероприятий: встреч с руководством, форумов, возможностей для развития b2b площадок. Но самое главное, мы надеемся на изменение общего делового климата. Может быть, именно в этом году произойдет некий перелом тенденции, когда на одно решение в пользу бизнеса реализуется два решения против».

Риски вперед

Прежде всего это снижение рисков для бизнеса: судебная реформа, контрольно-надзорная деятельность, уголовное преследование, подчеркнул бизнес-омбудсмен. «Еще один важный, если не важнейший момент — снижение издержек для бизнеса, повышение доходности, увеличение возвратности на вложенный капитал. Именно тарифы, высокие ставки по кредитам, возрастающая налоговая нагрузка практически «убили» в большинстве секторов сам смысл бизнеса: если он не приносит прибыль, то зачем он нужен? — вопрошает Борис Титов. — На этот год и я, и весь Институт уполномоченных возлагаем большие надежды».

Хотя указ еще не подписан, бизнес уже замер в ожидании. Кто-то ждет списания долгов, кто-то экономической амнистии, но главное, что всех интересует, — взаимодействие с контролерами.

«Предпринимателям необходима помощь там, где сами они зачастую оказываются бессильными: речь идет об их взаимоотношениях с правоохранительными и налоговыми органами. Так, если в глазах первых подавляющее количество бизнесменов являются мошенниками, то в глазах вторых — недобросовестными плательщиками налогов и сборов. И суд, как показывает практика, как правило, предпринимателям не помощник. Сложно бороться с органами, наделенными властными полномочиями. А результат один из двух: ты либо уплачиваешь огромный штраф, либо отправляешься в места лишения свободы. И в том, и другом случае бизнес терпит колоссальные убытки, а иногда и вовсе разоряется. Так что амнистия по экономическим преступлениям и списание задолженности по налогам и сборам были бы одними из самых эффективных мер со сторон государства по отношению к российским бизнесменам», — отмечает Алексей Онищенко, советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России.

Предупреждение, не штраф

«Главная задача бизнеса получить условия не хуже, чем те, которые их коллеги имеют в странах-конкурентах. Тогда здесь бизнес будет активно развиваться, по крайней мере не медленней, чем в других странах. Сейчас таких условий нет, — говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Бизнес всегда исходит из триады «Удобно-выгодно-безопасно». Удобно — проверки и другие элементы взаимодействия с властью должны быть комфортными, редкими, например. Вместо штрафов должны быть предупреждения. Вместо преследования по уголовным статьям «с ходу» должны быть спокойные разбирательства. Безопасно — бизнес должен развиваться без угрозы, что его отберут. Это означает, что должна быть нормальная конкуренция между частным и госсектором без преимуществ для государственного. И если частный бизнес развивается эффективно, то это не должно быть предметом атаки со стороны того или иного госоргана. Выгодно — уровень налогов и уровень тарифов естественных монополий должен быть ниже, чем в странах-конкурентах».

Пора снимать кино

Несмотря на возросший интерес государства к бизнесу, популярность его в народе остается крайне низкой. Как ранее заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов, отсутствует в России мода на предпринимателей.

Популярность малого бизнеса в народе остается низкой, несмотря на возросший 
интерес к нему государства
Правда, у бизнес-сообщества уже есть готовый рецепт. Для этого нужно решить три проблемы, убежден Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ. Во-первых, образовательную. «Мы должны учиться предпринимательству. Думать, что любой человек, который захотел стать предпринимателем, способен им стать, это все-таки наивно. Потому что это дело непростое, — полагает Катырин, — кроме знаний нужна моральная готовность. Человек круглые сутки думает о своем деле, у него нет заместителей, юристов и экономистов. Человека надо морально готовить к тому, что это непросто».

Во-вторых, нужно максимально упростить ведение бизнеса. «Это касается контрольно-надзорных функций, отчетности и многих других вещей, — отмечает Катырин. — Только одна налоговая служба сегодня дала возможность вообще все делать из Личного кабинета». На общение и документооборот с остальными ведомствами, по мнению главы ТПП, уходит очень много времени.

«Нормативная база огромная, ее не могут освоить даже крупные предприятия. Все законы и подзаконные акты надо знать, чтобы на них адекватно отвечать и выполнять то, что там написано», — говорит Катырин. Надо соблюсти принцип: один входящий документ, два устаревших нормативных акта отменить, уверен он.

Третья проблема — популяризация. «Средства массовой информации должны освещать не только «жареные» факты, надо рассказывать о позитиве, чтобы не страшилки постоянно шли о том, как плохо бизнесу и как все тяжело, — заявляет Катырин. — СМИ должны быть нацелены на то, что бизнес — это нелегкий труд, и относиться к предпринимателям надо с уважением. Ведь они много делают, и экономику двигают, рабочие места создают и много социальных продуктов».

По мнению Александра Калинина, президента «ОПОРы России», все предпринимательские бизнес-объединения говорят, что сегодня это главный вопрос. «Регуляторику хорошую создали для тех, кто начинает. Но нужно, чтобы в этот сектор пришли миллионы. А для этого нужно, чтобы был госзаказ на популяризацию предпринимательской деятельности, — поясняет он. — Если общественное мнение в отношении бизнеса кардинально улучшится, на него отреагирует власть. На реакцию власти автоматически отрегаируют силовые контрольно-надзорные структуры. И так мы общий инвестиционный и деловой климат в стране выводим в совершенно другую плоскость».

Александр Калинин уверен, что об успешных предпринимателях должна знать страна. «Они должны себя чувствовать героями, — говорит он. — И тогда в этот сектор придут миллионы. У нас шесть миллионов предприятий микробизнеса и малого бизнеса. Если туда придут еще миллионы, каждый человек приносит с собой деньги, пусть небольшие, но в массе это обернется сотнями миллиардов прямых инвестиций».

Калинин напомнил про госпрограммы по развитию киноиндустрии. «Многие фильмы создаются с господдержкой. Давайте создадим федеральную целевую программу по популяризации предпринимательской деятельности. Это госзаказ на создание фильмов, шоу. В СССР нужны были летчики, снимались фильмы про летчиков, сегодня стране нужны предприниматели, значит, нужно про них снимать фильмы», — резюмировал он.

  Поделиться
Автор:

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *